22 декабря 2005 г., 23:00
Москва
Сегодня я стал счастливым обладателем куска пластика под названием «водительское удостоверение». До сих пор я ездил по международным правам, выданным еще в Америке на основе национальных калифорнийских прав. Но в последнее время менты стали докапываться до них – говорят, недействительны эти права, а один капитан – вот мерзавец – вообще назвал их туфтой! Впрочем, с этим капитаном разговор был вообще веселый. Я ехал воскресным ясным днем по Ленинградскому проспекту в сторону центра, никого не трогал, когда этот мусорок не понятно с какого перепоя взмахнул своим полосатым жезлом. А может, просто нервный тик у него случился. До этого меня тормозили уже 4 раза для проверки документов и свежести дыхания и каждый раз спокойно отпускали, не имея никаких претензий. А тут капитан узрел незнакомую книжицу и очень возбудился:
– Что это у Вас такое???
– Международные права…
– Какие еще международные права? Откуда я знаю, что это права?
– Вот, прямо здесь написано «Международное водительское удостоверение» – ткнул я пальцем в обложку.
– Ну мало ли где что написано… Вон там тоже написано… – капитан оглянулся вокруг в поисках знакомых букв, – вон на том доме написано «Гастроном». И что?
На какое-то время «логика» гаишника меня ввела в состояние легкого ступора, и я не нашел ничего лучшего, чем ответить честно:
– Так это потому, что там и есть гастроном. Наверное…
Тут уже до блюстителя правопорядка, видимо, дошло, что аргумент он привел не слишком убедительный, а потому быстро сменил тему:
– Эти права не действительны на территории Российской Федерации.
– По международной Конвенции ООН по Правилам Дорожного Движения я могу ездить по ним в любой из перечисленных в этом списке стран.
– Здесь Россия, и нам ООН – не указ! – парировал гаишник, чем вторично ввел меня в состояние легкого ступора.
В тот день я никуда не торопился, и препирания продолжались еще минут 15, пока до гаишника, наконец, дошло, что денег он от меня все равно не получит. Посетовав на то, что он за все долгие годы службы такого документа ни разу не видел, он все же отпустил меня с миром и назидательной речью:
– Ладно, не буду я Вам портить праздник выходного дня, но знайте, что этот Ваш документ – полная ТУФТА!
Последний раз меня тормознули в тульской области, когда я, забросив друга в деревню к его отцу, возвращался в Чехов и, торопясь на игру, здорово превысил скорость на пустой автостраде, за что и был, собственно, остановлен. Тогда лишь эмблема «Динамо» на куртке и удостоверение работника общества «Динамо» меня выручили – я ограничился легкой взяткой в размере 300 рублей (чуть больше $10). А ведь гаишник намеревался у меня отобрать права и отправить машину на штрафстоянку. И, как потом оказалось, формально имел на это полное право…
На игру, правда, я в тот день все равно опоздал, и пришлось мне выдумывать байку о том, как я отравился под Тулой и полночи пролежал в обнимку с унитазом, а потом еще полдня на нем же просидел. Руководство клуба сделало вид, что мне поверило, и с советом «пить надо меньше» спустило все на тормозах.
Будучи на 100% уверенным в своей правоте, я, тем не менее, решил почитать, что же все-таки говорится в Конвенции ООН 1968 года по Правилам дорожного движения. «Для водителей, имеющих Международное Водительское Удостоверение, распространяются положения данной Конвенции, и в течение одного года они могут водить автомобиль на территории государства, подписавшего Конвенцию». Так вот в чем дело, оказывается! И хотя я за рулем в Москве всего 4 месяца, с момента моего въезда в Россию прошло 3 с лишним года. А по международным правам можно ездить всего год с момента въезда.
Пора было озаботиться получением российских водительских прав и избавить себя от этого «геморроя», а ГАИ – от дополнительных левых заработков. Для начала я выяснил, в какое отделение мне надо ехать – по месту регистрации. То есть отделение ГАИ Юго-Западного округа. Которое, по совершенно непонятной логике, находится в Южном округе. А точнее – на пересечении Варшавского шоссе и МКАД. Для тех, кто не знает – это самая южная оконечность Москвы! Очень «удобно», учитывая то, что живу я практически на самом севере города.
Первая радостная новость после звонка в ГАИ заключалась в том, что сдавать мне придется только теорию, то есть просто пройти экзамен на знание Правил дорожного движения (ПДД), а вождение сдавать не нужно! За полчаса я нашел в Интернете самые свежие билеты по ПДД и потратил день на их изучение, попутно для себя заметив, что этих самых правил я, оказывается, совершенно не знаю. 40 билетов по 20 вопросов – итого 800 вопросов, которые не повторяются! Зато, изучив их, я понял, что подкован основательно, и можно ехать на экзамен.
Ах, да, чуть не забыл – медкомиссия! Для допуска к экзамену гаишникам надо знать точно, что я психически здоров и что у меня в порядке зрение. Медкомиссию я прошел недели 2 назад – весь процесс занял ровно 5 минут, и я получил на руки заветную справку.
В качестве подготовительной работы мне также пришлось сделать заверенный перевод американских прав на русский язык, чтобы их могли использовать как легальный документ и обменять на российские.
Сегодня, забив на работу, я поехал в ГАИ, по закону подлости попав, естественно, в обеденный перерыв. Причем на самое его начало. Пришлось 45 минут околачиваться в Бутове. После обеденного перерыва события развивались достаточно стремительно. Очередей практически не было. Мне выдали 2 квитанции для оплаты госпошлины и работы по изготовлению собственно удостоверения. Я сбегал в банк, оплатил эти два счета, вернулся обратно и предоставил документы для оформления. Через 10 минут меня пригласили для сдачи экзамена. Два офицера ГАИ просмотрели документы и усадили меня за один из 30-ти компьютеров, стоявших в экзаменационном зале. Из 20-ти вопросов нужно было правильно ответить на 18. Трудностей это не вызвало, и, сделав всего одну ошибку, я увидел на экране надпись на зеленом фоне: «Экзамен СДАН». Через некоторое время меня сфотографировали и взяли образец подписи. Еще через 20 минут я имел на руках новую пластиковую карточку: «РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ. ВОДИТЕЛЬСКОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ». Действительное до 22 декабря 2015 года. Что было особенно приятно, вся процедура заняла менее трех часов, и никакой нервотрепки. И ни один мусор теперь не прицепится к моим документам!