14 января 2005 г., 13:50 МСК
Борт самолета «Аэрофлота», рейс №142 Прага—Москва
Идея покорения Европы вынашивалась давно. Пора было разорвать замкнутый круг Россия – США и начать постигать другие страны мира.
В Европе я был только проездом, если не сказать пролетом. Остановку в Копенгагене аж на целые сутки в процессе нашей эмиграции в Штаты в 1991 году я не считаю, ибо голова тогда была забита совершенно другим. Прошлогоднее посещение Турции с командой на баскетбольный «Финал четырех» – тем более не в счет. Да и какая она, к черту, Европа, эта Турция? Самозванцы несчастные. Ближе всего к Европе я подошел позапрошлым летом, когда посетил Литву. Однако в Литве я бывал и раньше, а поскольку она все же является бывшей республикой великого и могучего, то по Европе у меня так и остался незачет. Хотя, если честно, Прибалтику я очень люблю.
Мысль начать изучение Европы с Чехии возникла с подачи Алика. Он собирался ко мне на Новый Год, а завершить свой двухнедельный отпуск предложил Прагой. Впрочем, даже не предложил, а почти поставил перед фактом: «мы едем в Прагу». Ну едем, так едем, какие проблемы. С Аликом – хоть на край света! Мне оставалось лишь попасть под хорошее настроение к своему генеральному директору. Побурчав немного на тему того, что после 10 дней официального законного отдыха я имею наглость просить еще пять, Григорий подписал мне заявление, заручившись моей гарантией в эти дни особо не расслабляться и отработать их в течение текущего сезона. Забегая вперед, скажу, что об этом своем решении он уже успел пожалеть…
Тур в Прагу, включавший в себя перелет туда-обратно, проживание в 3-звездочной гостинице 5 дней/4 ночи с завтраком, а также трансферт аэропорт-гостиница и гостиница-аэропорт, обошелся нам в $415 на человека. 10-го января мы летим из Москвы в Прагу, Алик из Праги должен улететь обратно в Америку 12-го числа, а я 14-го возвращаюсь домой, в Москву.
Подняться в 5:15 утра оказалось делом крайне сложным, особенно учитывая мою «совиность» и ранний подъем накануне. Однако предвкушение интересного путешествия подстегивало и не давало раскиснуть. В 6:15 мы вышли из дома. Автобус – метро – маршрутка, и около 7 часов утра мы были в Шереметьеве. Регистрация, паспортный контроль, посадка в самолет. Нас ждал просторный ИЛ-86, на котором я последний раз летал аж 15 лет назад в Симферополь. Алика привели в безумный восторг необычайно высокие потолки в салоне – он намеревался по этому поводу даже пуститься в пляс, но я его с большим трудом сумел отговорить. Самолет до Праги оказался почти пустой и стартовал на 8 минут раньше положенного. Во время 3-часового перелета родной Аэрофлот нас один раз вполне прилично покормил. Так прилично, что бутерброды с клинским сервелатом, которые я заранее приготовил, так в дороге и не пригодились. Употребил я их с отменным чешским пивом в гостиничном номере только 13-го января.
Точно по расписанию самолет приземлился в Праге, где беспроблемно был пройден паспортный контроль и получен багаж. Туроператор нас встретил с условленной табличкой «Welcome to Prague». Как только вся группа оказалась в сборе, мы погрузились в микроавтобус, и Константин – так звали водителя – начал развозить нашу группу по гостиницам.
Должен заметить, что организовано все было на высшем уровне, четко и профессионально. Российский туроператор «Богемия», специализирующийся на Чехии, ни разу не позволил усомниться в своем желании сделать все для своего клиента. Константин оказался не только отличным водителем, но и великолепным гидом. По дороге из аэропорта он ввел нас в курс основных нюансов пребывания в Праге, успев поведать даже краткую историю города и его достопримечательностей. Он предупредил, что чехи – народ миролюбивый и неагрессивный, однако ленивый и наглый, в чем мы впоследствии неоднократно убеждались. Русских здесь недолюбливают (впрочем, как и всех остальных нечехов), однако прямой агрессии не проявляют. Обстановка достаточно спокойная и безопасная, хотя карманников, как и везде, хватает. Тем более что город туристический, а туристы в большинстве своем – лохи. Все это нам рассказал Константин, пока мы ехали в город. Он нам также поменял доллары на чешские кроны по наиболее выгодному курсу.
Гостиница, в которой мы остановились, называлась «Виктор». Это стало поводом для многочисленных подначек со стороны Алика на тему моего культа личности. А вообще-то выбирал я ее не по названию, а по результатам исследования – не слишком дорого, хорошие отзывы, русский хозяин, русскоговорящий персонал и близость к центру города.
В вестибюле гостиницы в клетках обитали два очаровательных сурка, которые обожали, когда им чесали шейку и пузико и, по заверениям администрации отеля, не кусались, но однажды сделали попытку полакомиться моим пальцем. За что получили от меня ощутимый щелчок по носу.
Наш номер на последнем, 4-ом, этаже оказался огромным и очень просторным. Правда, окна выходили не на город, а в небо, поскольку врезаны были в наклонную крышу, нависавшую над одной большой двуспальной кроватью, которую в народе принято именовать сексодромом. Уведомив персонал гостиницы о том, что и у Алика, и у меня с сексуальной ориентацией все вполне традиционно, мы в течение пяти минут получили дополнительно раскладушку, которую себе облюбовал Алик. Я сделал вид, что меня будет мучить совесть по поводу неравнозначных условий отдыха, а Алик сделал вид, что мне поверил. Таким образом, мы друг друга поняли, и Алик без особых проблем провел свои две ночи на раскладушке. Я же каждый час просыпался в холодном поту, мучимый угрызениями совести, в ужасе вскакивал с огромной кровати и, словно лунатик, ходил по комнате, заламывая руки.
Шкафов, шкафчиков и тумбочек в номер не пожалели – они здесь были на все случаи жизни, и при желании можно было по ним рассовать хоть целый гарем любовниц. Дополняли интерьер телевизор, холодильник и две настольные лампы. В целом неплохо, если не считать сломанные петли на шкафах, душ, не державшийся в кронштейне, и перебои с водой в пиковые периоды, когда все постояльцы отеля с синхронностью исполнителей балетного па-де-де устремлялись в свои ванные комнаты, дабы смыть с себя пражскую пыль и копоть. Все эти душевые прелести первым познал именно Алик: в какой-то момент его пение под мерное журчание воды нарушил мат этажа примерно в три, затем грохот, за которым последовало еще несколько этажей. Оказалось, что пропала горячая вода, после чего душевая лейка рухнула с высоты кривого кронштейна прямо Алику на ногу. Он высказал все, что думает сначала лейке, а потом и персоналу гостиницы. Так весело и, главное, интеллигентно, закончился первый день пребывания в чешской столице…
Что можно сказать о Праге? Удивительный город. Потрясающая архитектура. Красивейший туристический центр. Центр Европы, говорят. (Хотя, в Литве тоже есть центр Европы – там даже лежит огромный камень, на котором написано, что он-то и есть самый настоящий географический центр Европы.) Местами Прага напоминает Прибалтику – узкие мощеные булыжником улочки, красные черепичные крыши, аккуратные домики. Длинные строения с уютным двориком, занимающие целый квартал, чередуются с коллажем разноцветных примыкающих друг к другу невысоких зданий, которые на расстоянии выглядят игрушечными. Город определенно имеет чувство собственного достоинства – если так можно сказать о городе. Он не «кричит» на каждом углу о том, что он такой старинный и культовый. В нем нет ни капли пафоса или напыщенности. Он весь сам по себе является памятником истории и культуры, без лишних эмоций.
Река Влтава делит Прагу на две половины, которые соединяются между собой многочисленными мостами – пешеходными и транспортными, причем каждый из них по-своему уникален и великолепен. Удивительным образом Прага сочетает в себе совершенно разные эпохи, разделенные между собой многовековой историей.
Обращает на себя внимание практически полное отсутствие ярких неоновых надписей, которыми так грешат и кичатся многие мировые столицы и крупные города. Да и вообще на улицах очень мало рекламы, в отличие от Москвы или Лос-Анджелеса, где каждая вертикальная поверхность рекламирует какой-нибудь беспроцентный банковский кредит, новый супер-кинофильм или чудо-прокладки с крылышками и пропеллером.
В Праге очень развита система общественного транспорта, основной вид которого – трамваи. Весь город испещрен качественным и быстроходным трамвайным полотном, не в пример московскому. Трамвайных маршрутов очень много, и по разветвленности они могут сравниться с московским метро. Кроме того, они подразделяются на дневные и ночные.
Пражское метро, с другой стороны, не столь обширное и состоит всего из трех линий, по которым курсируют наши мытищинские поезда. Оно и немудрено – метро в Праге строили русские. Однако постепенно мытищинские составы вытесняются более современными и технически совершенными «Шкодами». Сами станции – скромные по размерам и оформлению, ничем не примечательные и ничего интересного из себя не представляющие. Поезда состоят всего из пяти вагонов, а перегоны между станциями достаточно короткие.
Третий вид городского транспорта – автобусы. В большинстве своем, современные, красивые, со всеми удобствами для инвалидов. Весь транспорт – метро, трамваи, автобусы и даже фуникулер – составляют единую транспортную систему Праги.
Оплата проезда осуществляется довольно оригинальным способом. Билеты (езденки) покупаются на определенный промежуток времени. Самые дешевые, по 8 крон (порядка 10 рублей или 35 центов), позволяют пользоваться любым одним видом транспорта в течение 15 минут, и проехать на нем можно не более четырех остановок. Существуют билеты по 12 крон, дающие возможность ездить в течение часа на любом виде транспорта и пересаживаться с одного на другой. Есть также билеты на сутки, на неделю, на месяц, на квартал и на год. После отъезда Алика я купил себе билет на сутки за 70 крон и катался по всей Праге на всех видах транспорта, сменив за это время, наверное, с десяток трамваев, автобусов и метро. Билеты можно купить на входе в любую станцию метро, на некоторых остановках наземного транспорта, в магазинах, а также в табачных и газетных киосках. Действие билета начинается с момента его первого (и единственного) компостирования – на билете штампуется дата и время начала его использования. После этого билет действителен в течение срока, на который он рассчитан. Компостеры есть во всех трамваях и автобусах, а также на входе в метро. (Каким образом синхронизируются часы всех компостеров всех маршрутов наземного транспорта, для меня так и осталось загадкой.) В метро турникетов нет, и ничто не мешает свободно спуститься в подземку, однако находиться на территории станции без билета нельзя. Билеты проверяют контролеры (даже в метро), но они попадаются достаточно редко. За 4 дня беспрестанных поездок мой билет проверили лишь однажды.
В продолжение темы транспорта не могу не отметить культуру вождения и то, что машины в большинстве случаев пропускают пешеходов. Светофоры с пешеходными переходами оснащены щелкающими реле: когда пешеходам горит красный свет, щелчки редкие, примерно дважды в секунду, а когда зеленый – в два или три раза чаще. Подземных и надземных переходов я в Праге не наблюдал вообще.
Излишне говорить, что все времяпровождения в Праге сопровождалось реками отменного чешского пива! Pilsner, Gambrinus, Kozel, Staropramen… Ляпота!
Однако при всех прелестях Праги нельзя не отметить и существенные минусы, некоторые из которых сразу бросаются в глаза. Первый – это изобилие граффити. Оно везде: на домах и мостах, на грузовиках и автобусах, даже в переходах, на вагонах метро и пригородных и пассажирских поездов. Ночью некоторые районы напоминают «злачные» места Лос-Анджелеса или Нью-Йорка – слабое освещение, пустые улицы, дома, исписанные граффити. И хотя умом понимаешь, что здесь нет ни негритянских, ни мексиканских кварталов и бояться по большому счету нечего, чувство дискомфорта все же присутствует.
Второй существенный минус – сфера обслуживания. Мы не раз сталкивались в ресторанах и магазинах с совершенно наплевательским, если не сказать хамским, отношением, когда официанты и продавцы делают огромное одолжение, просто обслуживая нас. Если посетитель не говорит по-чешски, то ему приходится на себе испытывать ничем не прикрытое раздражение. Это можно было бы понять, происходи подобное где-нибудь на задворках Праги, но в самом центре города, где проходят тысячи туристов, это удивительно. Либо чехи очень сильно устали от туристов, либо это у них в крови, но подобное отношение они совершенно не стесняются демонстрировать в явном виде.
Константин нас предупреждал о чешской наглости, и мы ее ощутили на себе сполна. В первый вечер мы с Аликом поужинали в ресторане, и нам выставили счет, в который включили дополнительные 15% за обслуживание. В ответ на наше недоумение нам показали меню, где было действительно написано, хоть и маленьким шрифтом, об этих процентах. Немного побурчав, мы это «проглотили», потому как формально все было правильно.
На следующий день мы пошли в другой ресторан, где, прежде чем заказывать, внимательно изучили меню от корки до корки и, не найдя ни слова о процентах, сделали свой заказ. Каково же было наше удивление, когда нам в счет вписали все те же 15%! Причем обнаружили мы это, уже заплатив лишние 100 крон. Мы подозвали официанта с просьбой разъяснить, что это значит. Он усиленно делал вид, что понимал и говорил только по-чешски, но каким-то образом все же до него дошло, что нам интересно знать, откуда взялись эти проценты и где это записано. Он принес нам меню алкогольных напитков, которое мы увидели впервые – там действительно значились эти 15 процентов. Мы пошли к кассиру, который нам объяснил то же самое. Мы попросили позвать менеджера. Кассир ушел, а через минуту вернулся и… не проронив ни слова, извлек 100 крон и вернул их нам.
Третий инцидент произошел уже после отъезда Алика. В последний вечер я обнаружил небольшое кафе рядом с гостиницей, где вкусно и плотно поужинал. После окончания трапезы мне принесли то, что и счетом-то назвать нельзя – на клочке бумаги были нацарапаны какие-то цифры. Я попросил меню, чтобы сверить цены. В дополнение к тому, что я наел и напил, с меня взяли 50 крон за вход и сверх этого еще 15 процентов – за обслуживание. Мне стало интересно, до каких границ может простираться человеческая наглость. «Cover charge 50,- per person» – было написано в меню. Положим. А где написано про 15 процентов? «Это указание нашего босса, мы со всех берем за обслуживание». Да что вы говорите? Позовите-ка мне своего босса, я с ним потолкую! Босса звать почему-то не стали, а просто исправили «счет», вычеркнув пресловутые 15%. На бумажке осталась более удобоваримая сумма в 365 крон. Я расплатился 500-кроновой купюрой, а официант буквально швырнул в меня сдачей. Излишне говорить, что ни копейки чаевых я не оставил и удалился с сытым желудком и утоленным самолюбием. Чехам бы поучиться гостеприимству у русских, а обслуживанию – у американцев. Все же какие-то нормы приличия соблюдать не мешало бы…
Самолет неумолимо приближается к Москве, и до посадки в Шереметьеве осталось полчаса. Страшно показывать нос на работе. Когда вечером 11 января я наконец-то добрался до интернет-кафе и вылез в интернет, то понял, что мой бутерброд в очередной раз упал маслом вниз: стоило мне уехать из Москвы, как на работе отрубилась сеть. Коллеги мне поведали, что все эти два дня гендиректор материл меня в режиме нон-стоп и даже высказал мысль, что я таким образом набиваю себе цену – стоит мне выскочить за порог, как сразу все рушится. «Не виноватая я!!!» Надеюсь, что подарочная коллекция отменного чешского пива и бутылка Бехеровки, которые я везу с собой, задобрят моего начальника.