14 июня 2003 г., 15:25
Москва
Вчерашняя пятница, даже несмотря на то, что ознаменовалась 13-ым числом, стала для меня довольно плодотворной. Мою кухню довели, наконец, до состояния, располагающего к нахождению на ее территории более пяти минут. Два мужика, что называется, мастера на все руки, пришли в два часа дня, поменяли мойку, газовую плиту и установили столешницу, а в семь вечера отбыли, предварительно даже убрав за собой. Профессионализм и энергия этих ребят меня привели в восхищение, и я теперь буду их рекомендовать всем, кому нужны какие-то работы по дому.
В начале первого ночи состоялось еще одно интересное событие. Недели две назад я получил электронное послание от ведущего русскоязычного радиошоу «Линия жизни» в Нью-Йорке. Олег, так звали ведущего, хотел побеседовать со мной в прямом эфире о моем возвращения на Родину, по следам интервью в «Комсомолке» год назад. То приснопамятное «интервью» абсолютно не являлось таковым, а было, по сути, совокупностью цитат, надерганных из моей первой статьи и набросков книги, приправленных неутешительным выводом, что «вашей Америке скоро придет кирдык», говоря словами Данилы Багрова из фильма «Брат».
Честно говоря, для меня такое приглашение явилось сюрпризом, ибо до сих пор эмигрантские писаки и мастера теле- и радио-эфирного словесного поноса ограничивались перемыванием моих косточек между собой и втаптывали меня в грязь, не утруждая себя не только попытками выслушать другую сторону (то есть, меня), но даже и связаться со мной. Это вполне естественно, поскольку им гораздо проще друг друга погладить по головке и похлопать по плечу, сойдясь на мысли, что Фридман – сволочь, неудачник, диссидент и предатель, чем выслушивать какие-то возражения с моей стороны, и не дай бог еще аргументированные! В этом смысле Олег заслуживает всяческого уважения за то, что он поднялся на уровень выше своих горе-коллег. Разумеется, я с удовольствием принял его предложение поучаствовать в передаче.
В ноль часов пятнадцать минут раздался телефонный звонок, и наша беседа в прямом эфире началась. Первая часть была посвящена разговору Олега со мной, в котором я в основном рассказывал историю своей эмиграции, ощущения и мысли об этом процессе, поворотный момент и собственно процесс возвращения. Вторая часть передачи была посвящена звонкам радиослушателей. Вот здесь-то и началось самое интересное. Справедливости ради, отмечу, что пара человек меня поддержала, и было очень приятно услышать лестные слова в мой адрес. Однако большинство звонков сводилось к тому, что неужели я не вижу, как в России плохо? Оказывается, антисемитизм здесь процветает, и на каждом углу мою жидовскую морду чуть ли не пинками пытаются отправить в Израиль. Странно, что я как-то этого не заметил. Плохо смотрел, наверное… Особенно убедительно это звучало из уст тех, кто не был в России лет по десять-пятнадцать. Еще один особо проницательный слушатель «раскусил» меня сходу – оказывается, я работаю на Лубянку! Как ни шифровался я, все равно узнали – вот незадача-то… Порой удивительно, что люди мыслят категориями десяти-, а то и двадцатилетней давности, при этом зачастую основывая свои суждения на информации из эмигрантской прессы. Именно с такими «кадрами» иметь дело труднее всего. Но так или иначе, ничего нового я не услышал, а опыт общения с «противниками» в течение последних пяти лет после выхода в свет «Другой стороны Америки» научил меня держать спокойствие и не реагировать на провокации. Сам Олег старался по возможности держать в дискуссиях нейтралитет, несмотря на то, что представлял он эмигрантскую сторону диалога, и скрывать свои предпочтения у него не всегда получалось.
Сейчас, мысленно прокручивая в уме передачу, я прихожу к выводам, что какие-то вещи я все же недосказал, и на некоторые вопросы я должен был ответить чуть-чуть по-другому. Но на то он и прямой эфир, что второй шанс в нем не дается. В целом, можно сказать, что мое боевое эфирное крещение прошло успешно. Теперь с нетерпением жду, когда Олег мне вышлет обещанную запись этой передачи.
Здраствуйте. Не могли бы вы выложить файлом ту передачу если она у вас сохранилась? Было бы интересно послушать.
Постараюсь ее оцифровать в ближайшее время и выложить!