Парле ву франсэ?

21 мая 2014 г., 23:26
Люберцы, Подмосковье

Нежданно-негаданно выдалась командировка на юг Франции: журнал, в котором я тружусь научным обозревателем и переводчиком последние года три, отправил меня на пресс-тур по строящемуся экспериментальному термоядерному реактору – ИТЭР. Лететь мне предлагалось через Ниццу, более того – между прилётом на Лазурный берег и отбытием на автобусе к месту дислокации у меня было более 4-х часов времени.

Так получилось, что начало одного из решающих матчей футбольного чемпионата России приходилось как раз на момент моего приземления в Ницце. План был простой: по прилёту посмотреть интернет-трансляцию матча на ноутбуке, сдать вещи в камеру хранения, прогуляться час-другой до моря, сесть в автобус и отбыть в город Экс-ан-Прованс (или просто Экс), где всем участникам пресс-тура был забронирован отель. Собственно, до отеля мне предстояло добираться самостоятельно, зато потом организаторы пресс-тура берут все прибывающие делегации на полное попечительство.

Аэропорт Ниццы находится не просто у моря, а практически в самом море – на полуостровке, выдающемся в водное пространство ровно на площадь, необходимую для размещения на ней двух ВПП и двух же терминалов.

После приземления я за 10 минут прошёл все формальности, нашел в зале прилёта свободную скамейку рядом с электрической розеткой, включил ноутбук и стал ловить бесплатную беспроводную сеть. Таковая довольно быстро поймалась и даже вещала на полную шкалу. Правда, при этом каждые 30 минут требовала повторной регистрации. Ну да ладно, видимо, у французов свои причуды. Однако даже пойманная сеть работала настолько медленно, что по сравнению с ней любой «диалап» показался бы счастьем. Я бы даже сказал, с учётом местного колорита, что вай-фай работал со скоростью зажаренной в масле виноградной улитки. Но то, что считается безусловным деликатесом на столе, мало подходит для интернета. Какая там видеотрансляция – мне за счастье было читать текстовую трансляцию, которая то и дело тормозила и срывалась! Зачем вообще нужен такой интернет, которого по сути и нет, не совсем понятно.

Однако я сдаваться не собирался. В перерыве матча, пока счёт был 0:0, я пошел исследовать аэропорт и обнаружил интернет-уголок – 3 компьютера, на которых полчаса выхода в сеть стоят 5 евро, зато с нормальной скоростью. Угомонив начавшую было вякать жабу, я расстался с €10 и посмотрел-таки видеотрансляцию второго тайма. Как оказалось – не зря! Наши победили!

В радостном настроении теперь я предвкушал свою прогулку к морю и обед в одной из прибрежных кафешек. Оставалось лишь найти, куда сбросить свой багаж – чемодан, сумку с ноутбуком и рюкзачок, в котором болтался фотоаппарат. Последний я, разумеется, намеревался взять с собой.

В киоске информации меня отправили в сервис-центр, где педерастического вида и голоса паренёк мне радостно поведал, что стоимость хранения одного места багажа стоит 14 евро в сутки. Если опустить нецензурную лексику, то повиснет неловкая пауза… Одного! Места! 700 рублей! А у меня мест было два – допустим, рюкзачок с фотоаппаратом я мог взять с собой. Платить почти полторы тысячи рублей за полтора часа прогулки, пусть и по Лазурному берегу, я был не готов. Жирная французская жаба схватила меня за горло и принялась душить, отбив всякое желание сопротивляться. В итоге я вынужден был пойти в одну из целых двух (охренеть просто!) аэропортовских забегаловок, где перекусил… пожалуй, не буду говорить чем я перекусил, ибо стыдно, запил это всё пивом и в ожидании своего автобуса принялся за написание данных строк.

Поездка в автобусе ничем особенным не запомнилась. Приехали мы в Экс на 20 минут раньше расписания. Заранее изучив карту, я без труда нашёл гостиницу Floridianes, куда от автостанции дошёл пешком за 7 минут. Заселение заняло ещё минуту. Клерк на регистрации также выдал мне памятку, где было указано, что на следующий день в 7 утра, сразу после завтрака, состоится общий сбор участников пресс-тура в вестибюле отеля.

Отдельно стоит сказать о номере. Вернее, это даже не номер, а мини-апартаменты с небольшой кухней и набором посуды, где при желании можно себе приготовить всё, что душе угодно. Ванная комната также поражала воображение своими размерами! Ну и, разумеется, несказанно порадовал прекрасно работающий wi-fi. Одним словом, небольшой уютный отель на тихой провинциальной улочке в небольшом провинциальном городке со всем необходимым, чтобы скоротать три дня.

Перед сном я решил прогуляться по окрестностям. Повсюду толпы молодёжи, что не удивительно, поскольку здесь расположен Международный институт языков и масса ещё всяких вузов. Огромное количество баров, ресторанов и забегаловок на любой вкус и случай жизни. Симпатичный центр города. Отметив для себя местные достопримечательности для дальнейшего посещения, я купил себе в магазине бутылку питьевого йогурта, пару бананов и минералки, после чего отправился спать.

…Ранний подъём в 6 часов дался мне нелегко, даже несмотря на то, что в Москве в это время уже 8 утра. После завтрака, в ожидании автобуса, я познакомился ещё с четырьмя представителями российской прессы. Большой комфортабельный автобус повёз международную пресс-группу на ИТЭР, где первым делом посетителям предложили кофе и пончики «токамак». Затем начались выступления участников проекта. Поначалу было интересно, особенно когда состоялся выезд непосредственно на сам объект.

После обеда продолжились доклады. Выступал и американец – и тут я в полной мере ощутил контраст между ним и европейцами, выступавшими до него. Если итальянские, испанские и французские учёные говорили по существу, порой даже слишком углубляясь в технические тонкости, то американец в попытке ответить на вопрос «почему термоядерный синтез?» нёс мало относящуюся к делу откровенную лево-розово-либеральную бредятину ни о чём, начиная от пресловутого глобального потепления, в котором виновата исключительно человеческая жизнедеятельность, кончая Мартином Лютером Кингом, которого он приплёл вообще непонятно зачем. Была б моя воля – я бы запульнул в него раскалённой плазмой. Или сгустком нейтронов, в крайнем случае.

Пока очередь дошла до последнего оратора – генерального директора ИТЭРа, меня уже серьёзно клонило в сон, и я мечтал только о том, как бы эта пытка поскорее закончилось. Тем более, что этот дядя невероятно заунывным тоном на японском английском повторял всё то, что уже было сказано до него.

Когда все выговорились, наша пресс-группа поехала смотреть действующую модель токамака, а я пошёл брать интервью у главного российского представителя в ИТЭРе – Александра Алексеева. Всё получилось крайне удачно, и завершился этот день ужином в местном замке – Шато Кадараш. Из которого я выкатился еле дыша от количества сожранной нахаляву еды…

Удивительно то, что устроив такой шикарный ужин и вообще предоставив достойные условия, принимающая сторона не позаботилась о нормальных пресс-пакетах. Да чёрт с ними, с красивыми папками и флешками, но хоть бы паршивую ручку с блокнотом дали бы что ли? В общем, довольно странный подход к приглашению прессы для продвижения и популяризации проекта.

На второй день интересное выступление ожидалось только одно. В его разгаре мне пришло «радостное» сообщение из журнала о том, что материал они хотят к 15 мая, то есть послезавтра! Я должен был «родить» 30-40 тысяч знаков в течение 2 дней, причём в оба эти дня мне предстояли авиаперелёты – из Ниццы в Копенгаген и из Копенгагена в Москву, соответственно. Ах, да, и ещё двухчасовая автобусная поездка из Экса в Ниццу. Что за материал у меня получится, я представлял очень слабо.

Вторая половина дня была отведена на посещение завода в Тулоне, производящего компоненты для реактора. Я решил, что там мне делать нечего, лучше прошвырнусь по Эксу и сяду за статью. Мои попутчики-соотечественники тем временем второй день вообще проигнорировали и с самого утра рванули отрываться в Марсель.

После обеда я вернулся в Экс и начал работать над статьёй. За пару часов я настрочил лишь 5 тысяч знаков и решил, что пора развеяться – самое время прогуляться по городу.

Что бросилось в глаза – немыслимое количество отелей, чуть ли не на каждом перекрёстке. И не сказать, что они очень дешёвые. Зачем их столько – не понятно. На туристическую мекку Экс вроде бы не похож, хотя иностранцев там очень много. Возможно, я и ошибаюсь.

…30 лет назад я свободно говорил по-французски. После окончания 8-го класса специализированной французской школы с углублённым изучением языка многие мои одноклассники ездили на стажировку во Францию в качестве переводчиков. Это чтобы был понятен уровень. Я тогда имел по французскому «пятёрку», но с тех пор забывал язык ввиду отсутствия разговорной практики. Было ужасно обидно, тем более что французский язык мне всегда очень нравился. И тут я впервые попал во Францию, причём не проездом или пролётом, а капитально, на несколько дней. И за эти три дня я физически ощущал, как забытые слова десятками начинают вдруг всплывать в памяти, и апофеозом для меня стала покупка билета на обратный автобус до Ниццы полностью на французском языке, причём я даже понял, что мне ответили. Ощущение от этой маленькой победы над собой было незабываемым!

Время шло к вечеру, и захотелось есть. Разумеется, я мечтал попробовать что-нибудь местное и направился в центр города. Свернул на улицу, заставленную ресторанами с обеих сторон. И тут случилась внезапная «засада». Вывески кричали о ресторанах на любой вкус: итальянские пицца и паста, японские суши, мексиканские тако и буррито, американские бургеры, даже ирландский паб! Одним словом – всё, кроме банальной французской еды, за которой я, собственно, и пришел сюда.

Пройдя до конца «ресторанной» улицы, я свернул в переулок, решив, что здесь-то уж точно должно быть какое-нибудь французское кафе. И – о, чудо! – минут через 20 я такое нашёл! Меня попотчевали изумительной белой рыбой под соусом с базиликом и запеченной картошкой. К этому подавался багет (куда ж без него), а запил я сию красоту местным вином. В целом остался доволен. Конечно, не улитки с лягушками, но всё же. Было очень вкусно и сытно.

После этого я ещё минут 40 петлял по улицам и никак не мог свернуть на ту, где стоит отель. Спасибо Google-картам (прошу не счесть за рекламу) – не дали потеряться окончательно. Остаток вечера я провёл в работе, потом упаковал чемодан и лёг спать. Утром в 9:00 автобус до Ниццы, а там сразу – в самолёт. Командировка закончилась…

Материал я всё-таки успел сдать в поставленный срок, 50 знаков не дотянув до 30 тысяч. Правда, для этого пришлось работать в автобусе по дороге в Ниццу, в самолете по дороге в Копенгаген, в самом Копенгагене и на обратном пути в Москву. А потом ещё дома – до 3 часов ночи. Я очень надеялся, что материал хотя бы не вызовет отторжения, поскольку что-то действительно адекватное создать в столь короткий срок было сложно. Но, похоже, мне это удалось, поскольку российский представитель ИТЭРа не просто остался доволен, а лично мне сказал, что «материал о-ооооочень хорош!». Тем приятнее!

Материал, который пошёл в журнал – здесь.

Категория: Путешествия, Работа
Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0-ленты. В можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.