Кубок из Лиссабона

20 мая 2005 г., 21:54
Москва

 Мысль ехать пришла мгновенно. Не было ни колебаний, ни раздумий. Ни малейших. После блестящий победы над итальянской «Пармой» со счетом 3:0 в полуфинале Кубка УЕФА стало понятно, что такой шанс больше может и не представиться. Дай бог ошибиться… Все остальные тонкости – соперник по финалу, цена вопроса, отпустят ли меня на работе – отошли на второй план. Ибо, как известно, если нельзя, но очень хочется, то можно. А хотелось безумно!

ЦСКА – в финале Кубка УЕФА… Само это словосочетание казалось чем-то из разряда фантастики. Причем не вполне научной. Пережив с командой невнятные барахтанья между высшей и первой лигой в 80-х и блестящий взлет с Павлом Федоровичем Садыриным в начале 90-х, пронеся любовь к команде через 11 с лишним лет жизни за океаном, я не мог поверить в то, что это произошло. Да, безусловно, была блестящая победа над «Барселоной» в свое время, был потрясающий матч с «Ромой», были и другие яркие игры. Да простят меня мои соратники-болельщики ЦСКА, но я считаю, что то были лишь эпизоды.

Нынешний же розыгрыш Кубка УЕФА армейцы прошли на одном дыхании – так, что сомнений не могло остаться никаких. Катком проехался ЦСКА по «Бенфике», «Партизану», «Осеру» и «Парме», забив в 8-ми матчах 13 мячей и пропустив всего 4, из которых на своем поле – ни одного! Остался последний шаг – финал. Лишь поздно ночью мы узнали, что соперником нашим будет лиссабонский «Спортинг». Наверное, это была издевка судьбы, что финал должен был пройти именно на домашней арене португальцев. Не меньшей издевкой было и то, что «Спортинг» попал в финал, забив решающий гол на последних секундах добавленного времени своего полуфинального матча.

Так или иначе, цель была одна – Лиссабон. Положа руку на сердце, почти не было у меня сомнений в том, что «Спортинг» победит, и лучшее, на что можно было рассчитывать, это на достойную игру армейцев в финале. На нейтральном поле шансы были бы более или менее равны, но выиграть в Португалии при аншлаге казалось немыслимым. Это даже если не касаться такого деликатного понятия, как «домашнее судейство». Тем более что судить нас должен был успевший жидко оскандалиться с нашей сборной англичанин Грэм Полл.

С работы меня отпустили без проблем. Поиск приемлемого в денежном плане тура занял ровно день. Все удовольствие, включавшее в себя перелет, билет на футбол и доставку тела из аэропорта в город и обратно, мне обошлось чуть меньше в 500 евро. Эх, если бы я знал, во что мне в конечном итоге выльется этот «бюджетный» вариант… Но об этом чуть позже.

По пути в "Шереметьево"

Чартерный рейс вылетал из Шереметьева в 12:20 в день матча. Почти впритык. Накануне я долго не мог уснуть. Не скажу, что меня бил мандраж, я был совершенно спокоен, но разные мысли не давали покоя. Как-никак это был мой первый евро-выезд.

Уснул я около 4-х часов утра, а в 8 прозвонил будильник. Плотно позавтракав, я поехал к метро, где за мной заехал на машине Женя, среди «коней» известный как Банзай. По дороге мы подхватили еще одного «коня» – Сергея, и тогда же были выпиты первые пол-литра коньяка. Да уж, в 9:30 утра мне еще не приходилось принимать спиртные напитки. Но, как говорится, всё когда-нибудь случается впервые. Откуда я знаю, может на евро-выездах так принято…

В аэропорту мы выпили по чашечке кофе и пошли на регистрацию. Поскольку тур был однодневным, то с собой вещей у всех было минимум: я – с фотоаппаратом, а Банзай – вообще налегке. Не считая, разумеется, атрибутики – красно-синие шарфы, бейсболки, майки и прочее. Двое болельщиков везли с собой огромный барабан с эмблемой ЦСКА. Пока они стояли в очереди, дети из соседней с нами очереди подбегали и изо всех силенок били в него. Это было впечатляюще! На грохот сбежались охранники, но, поняв, в чем дело, расплылись в умилительной улыбке.

Когда девушка на регистрации спросила, будут ли они сдавать барабан в багаж, хозяин инструмента немало повеселил очередь, ответив, что в багаж он сдаст палочки, а барабан возьмет в салон.

"Кони" в бареДо посадки оставалось еще более часа, и это время мы решили скоротать в ирландском пабе. Взяв по пинте «Гинесса», присели за столик. Постепенно бар стал наполняться «конями», и через полчаса все помещение было наводнено красно-синими. Я попытался выяснить у туроператора немного об этом чартере, на что получил ответ, что ТУ-154, на котором нам предстояло лететь, видимо, возил еще Ленина. Лучше бы он мне этого не говорил…

Пью "Гинесс"Самолет и впрямь оказался очень стареньким и видавшим виды. Особенно восхитил туалет: справлять в нем, пардон за интимные подробности, малую нужду можно было либо обладая ростом менее 160 см, либо женским полом, то есть сидя. В противном случае приходилось становиться в позу вопросительного знака. Когда же я имел неосторожность нажать на слив, то затрясся весь самолет. Забегая вперед, скажу, что при всем при этом, сервис и питание на борту приятно удивили. А главное – долетел туда и даже обратно без происшествий.

Перед взлетом всех повеселил Фан Бэтман, который, подражая стюардессе, демонстрирующей правила пользования пристяжными ремнями, аналогичным образом показывал правила пользования рвотным пакетом. Взять, расправить, продуть, сунуть два пальца в рот, сказать «Бэ-эээээ»… Впрочем, учитывая количество спиртного, взятое нами на борт, сия демонстрация вполне могла быть уместной. Кони – животные, конечно, благородные, но под воздействием спиртных напитков они порой превращаются в свиней – животных гораздо менее благородных. А когда их летит целый самолет, то последствия могут быть самыми неожиданными.

Места наши были в 6-ом ряду. Шум двигателя почти не слышен, крылья не мешали обзору, и все было чудесно. Взлетел лайнер под дружное скандирование в исполнении 150-ти глоток:

Звучит наш гимн – ЦСКА непобедим,
Его ряды надежны и сильны!
Сплошной стеной идут фанаты в бой,
И скоро ты увидишь их знамена!
Надо всей страной взовьется флаг родной…

Первые полтора-два часа полета всегда пролетают незаметно. А то и больше, если есть чем занять себя. Вот здесь я понял, как лажанулся. До Лиссабона лететь 5 часов, а спустя два часа все было уже прочитано, включая этикетки на всех емкостях. И никто не догадался взять с собой даже игральные карты, не говоря уже о каких-нибудь карманных шахматах. Я маялся от безделья, каждые 10-15 минут глядя на часы. Бухать с остальными меня не очень тянуло – утренние коньяк и пиво были для меня в самый раз, а Лиссабон хотелось воспринять все же в трезвом виде. По всему салону слышались тосты за всё, что только можно придумать. Не обошлось и без традиционного – за «Спартак», не чокаясь! К четвертому часу полета часть «коней» уже были просто в хлам, а некоторые успели вернуть в окружающий мир всё то, что вливали в себя в течение первых часов. Демонстрация Бэтмана оказалась очень кстати.

Мы приехали, чтобы победить!В районе 10:30 утра по местному времени мы приземлились в Лиссабоне. Жара – 25 градусов, и абсолютно безоблачное небо. Из самолета выполз наш красно-синий «десант», и тут же сравнительно небольшой зал прилета вздрогнул от громогласных зарядов «ЦСКА!». Пройдя паспортный контроль, мы вышли на «свободу». Там уже слонялся другой «десант», прилетевший чуть раньше другим чартером из Внукова. На улице уже ждали автобусы, которые доставили нас в центр города, к площади Россио.

На португальской землеДо матча оставалось около четырех часов. За это время посмотреть город было абсолютно нереально, тем более что на данный момент всеми нами владело только одно желание – пожрать! Забегаловок, всевозможных кафешек и ресторанчиков здесь было предостаточно. Мы выбирали заведение для набивания желудков, попутно глазея по сторонам.

С талисманом "Спортинга"Город жил футболом. Весь Лиссабон превратился в один гигантский стадион. Огромное бело-зеленое море болельщиков «Спортинга» разбавлялось маленьким, но гордым красно-синим озерцом армейцев. Во многих кафе восседали смешанные группы – «наши» и «не наши», вместе пили портвейн и произносили тосты за красивую игру и за дружбу народов. В целом же отношение местных к нам было дружелюбно-снисходительным. Всем своим видом они словно говорили: «бедные русские, такой путь проделали, чтобы видеть уплывающий от вас трофей…» А нам было все равно. Мы были счастливы просто находиться здесь. Видеть этот праздник футбола не со стороны, как обычно, а принимать в нем – в кое-то веки – самое непосредственное участие! Периодически к нам подходили болельщики «Бенфики», другого лиссабонского клуба, и от всей души желали победы! Видимо, «Спортинг» для «Бенфики» – это что-то вроде «Спартака» для ЦСКА. Были также замечены гости из Англии, Турции, Голландии, Франции. И все желали нам победы. По крайней мере, на словах.

Здесь же сновали торговцы: одни предлагали туристам купить наручные часы, другие – солнцезащитные очки, а третьи, ничего и ни кого не стесняясь, – травку. Прямо филиал Голландии какой-то! Однако ни то, ни другое, ни третье меня и моих ближайших спутников не заинтересовало, ибо голод был сильнее всего остального.

Наконец мы нашли уютное кафе где-то в закоулке. Пообедав прекрасно приготовленной на гриле рыбой и запив все это дело португальским белым вином, мы двинулись в сторону стадиона. Наша маленькая группа из 5-ти человек решила поехать на метро. Все станции метро в Лиссабоне – одинаковые, без всяких изощрений и наворотов, не светлые и не темные, абсолютно ничем не примечательные. Вход и выход из метро – по магнитным карточкам, которые продаются в автоматах на каждой станции.

Примерно за три остановки до стадиона вагон начал напоминать московское метро в час пик. Бело-зеленое море заполнило все свободное пространство, и мы, пятеро, жалкой кучкой стояли у противоположной от выхода двери. Аборигены говорили что-то по-португальски в наш адрес и дружно гоготали. Мы ничего не понимали, но тоже в долгу не остались: Кама-сутра показалась бы детским журналом «Веселые картинки» на фоне того, что по нашим представлениям ЦСКА сделает сегодня со «Спортингом». Думаю, если бы наши португальские попутчики могли понять эти пожелания, то всё то же самое они прямо в метро сделали бы с нами, и до стадиона мы бы вряд ли добрались. Однако несмотря ни на что, мы с ними мило фотографировались прямо в битком набитом вагоне, жали друг другу руки и желали красивой игры.

Стадион "Жозе Алваладе"И вот мы на месте. За час до игры на площади перед стадионом «Жозе Алваладе» негде было яблоку упасть. Да что там яблоку – виноградина не просочилась бы! Поистине удивительно было встретить за тысячи километров от дома родные и знакомые лица, с которыми мы вместе ходим на матчи в «Лужники» и на «Динамо». Все это было похоже на какой-то сон, на сказку.

Перед стадионом я купил два вымпела по 5 евро каждый. Это было первое и – как оказалось – последнее, что мне суждено было приобрести в этот вечер, несмотря на то, что сумма в 100 евро у меня была специально припасена исключительно на всяческие подарки, атрибутику и сувениры.

Я показал контролеру билет и прошел на территорию стадиона. Обратно в бумажник я его убирать не стал, а положил в карман шорт, а сам бумажник вернул в нижний карман. Так мне казалось, по крайней мене. Первым делом хотелось пробрести какую-нибудь атрибутику, посвященную финалу. И вот он – заветный киоск. Футболки, вымпела, мячи, кепки, шарфы – на любой вкус. Я потянулся за бумажником и… не обнаружил его. Я все понял сразу. Больше для самоуспокоения обшарил я остальные карманы и кофр с фотоаппаратом – но там бумажника быть не могло в принципе. Видимо, в спешке я его просто сунул мимо кармана. Масштаб потерь оценивался наличными на общую сумму около 500 долларов и двумя кредитками. Выезд в Португалию становился для меня поистине «золотым». Хорошо хоть ума хватило билет на футбол и документы положить в отдельный карман, ибо спекулянты продавали билеты на матч по 1000 евро каждый!

Чтобы попасть на наш сектор, пришлось обойти вокруг стадиона. У входа – огромная толпа. Традиционный обыск местной полицией, толкотня, подъем по крутой лестнице, вход на трибуну…

Бело-зеленый аншлагВид красавца-стадиона, под завязку забитого бело-зеленой массой болельщиков, захватывал дух. Места наши находились на углу, но с высоты верхнего яруса все поле просматривалось идеально, как на ладони. Два нижних и два верхних сектора на углу были отданы болельщикам ЦСКА. Пожалуй, этот выезд стал самым массовым в истории клуба – нас насчитывалось в общей сложности более 3000 человек, многие из которых потратили на эту поездку последние деньги.

Адреналин бил фонтаном. Поддержка была сумасшедшей, и каждый из нас орал так, словно в одиночку готов был перекричать 45 000 болельщиков «Спортинга». И порой это удавалось – в телетрансляции наша поддержка была отчетливо слышна! Когда команды вышли на поле, гул стоял такой, что мы с трудом могли друг друга слышать. А потом стадион запел. Запел так, что по телу побежали мурашки! Когда же мы в России научимся так болеть?

Сектор болельщиков ЦСКАПервый тайм ЦСКА провел неудачно. Нелепый и одновременно красивый гол в наши ворота на 29-й минуте поверг многих из нас в уныние. Сразу вспомнилась печальная статистика: за последнее время, пропустив первый гол, ЦСКА выиграл всего лишь один матч, да и тот – по глупости соперника. А сейчас – финал кубка УЕФА, да еще и в Лиссабоне, да еще и со «Спортингом». «Чуда не произошло», – такая мысль, уверен, посетила не одного меня. Ростки надежды появились лишь в конце тайма, когда мы создали пару хороших моментов, но все равно не забили.

Во время матча произошел очень неприятный инцидент. Местные службы правопорядка зачем-то хотели отодвинуть наших болельщиков от заграждения. С какого бодуна, не понятно, ибо стояли ребята достаточно мирно, ничем ни в кого не кидались. Разумеется, нашим недосуг было вступать в дипломатический политес, и полицейские были посланы открытым текстом, как на русском, так и на английском языках. Посыл, естественно, сопровождался очень красноречивыми жестами. То, что за этим последовало, повергло многих в состояние шока. В лучших традициях российской глубинки местный ОМОН набросился на наших болельщиков с дубинками. Некоторым здорово попало, хотя вроде обошлось без серьезных травм. Дружное скандирование «тупорылая деревня!» было нашим ответом, хоть «деревенские» ничего и не поняли.

Фанатская трибуна "Спортинга"А внизу, под нами, тем временем продолжался футбол. На 56-й минуте «наш» бразилец Вагнер был сбит около штрафной площадки, однако судья решил, что нарушения не было. Посчитав, что арбитр не совсем прав, наш сектор зарядил привычное в таких случаях «Судья – пидарас!» Конечно, англичанин Грэм Полл ничего не понял, но зато поняли это наши игроки и, видимо, решив, что они играют дома, окончательно расслабились и заиграли в свой футбол! Результат пришел меньше чем через минуту: навес с фланга, удар головой, и мяч, отскочив от земли, влетает в ворота! Что происходило на нашей трибуне, описать невозможно. Бешенный, ни с чем не сравнимый, синхронный оргазм одним мигом захлестнул 3000 бренных тел. Это надо было видеть. Это надо было прочувствовать, пропустить через себя. Многие посадили голос уже тогда. Мы сравняли счет!

А через 10 минут мы забили снова. А еще через 10 минут – в третий раз. Это был разгром. Очумевший от безудержного счастья, вконец охрипший, но откуда-то все еще черпавший силы армейский сектор неистовствовал. Я бы многое отдал, чтобы пережить эти ощущения снова и снова.

До конца матча оставалось еще 15 минут, и эта пятнадцатиминутка была, наверное, самой длинной в моей жизни. Секунды ползли бесконечно медленно, нехотя, с надрывом. Однако в действиях португальцев уже появилась какая-то обреченность – играли они, скорее, по инерции. Психологическое преимущество было у нас, и чем больше секунд уползало в историю, тем ярче и ближе становился для нас блеск Кубка. Стадион, до этого распевавший песни, притих. У них был траур. У нас был праздник, и с этого момента слышно было только нас. Заряды «ЦСКА!», «Россия!», «Молодцы!», «Кубок наш!» были слышны далеко за пределами стадиона «Жозе Алваладе». Далеко за пределами Португалии.

Закончились 90 минут матча, пошли 3 минуты добавленного времени. В этот момент стало окончательно ясно, что отыграть 2 мяча португальцы уже не в состоянии. Никогда не забуду то, что творилось на нашем секторе. Взрослые мужчины, стоя на коленях, плакали от счастья, не стыдясь и не скрывая слез. Совершенно незнакомые люди обнимались и чуть ли не в засос целовались друг с другом. Другие скакали по рядам, как сумасшедшие. Ведь многие, особенно болельщики со стажем, ждали этого момента всю жизнь. Когда прозвучал финальный свисток, ни сил, ни эмоций уже не осталось. Всё было выплеснуто в трех забитых голах.

Вот оно, настоящее болельщицкое счастье! В тысячах километрах от дома, на одном из самых красивых стадионов Европы льются слёзы – досады португальцев и счастья нашей торсиды, а над поднятым над головами команды ЦСКА серебряным 15-килограммовым Кубком УЕФА звучат «Прощание Славянки», «Красная Армия всех сильней» и «День Победы».

Когда нас выпустили со стадиона, Лиссабон моментально оделся в красно-синее вечернее платье. И как красиво он в нем выглядел! Да и не только Лиссабон. Гуляла вся Россия! Тысячи людей, не сговариваясь, высыпали из своих домов и баров на улицы Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Екатеринбурга и праздновали, праздновали, праздновали! Около 50 000 человек отмечали победу российского футбола в Москве. «Гуляйте, ребята!» – решила московская милиция и… перекрыла автомобильное движение на Тверской улице, полностью отдав ее болельщикам. Всеобщее красно-синее ликование, безмерное счастье на лицах людей, купание в фонтанах, полное безумство! А утром самые стойкие направились в аэропорт встречать победителей. ЦСКА подарил России еще один праздник «со слезами на глазах», и команду встречали, словно национальных героев!

Наш обратный рейс из Лиссабона отчалил в 2:30 ночи по местному времени. Мы снова и снова переживали перипетии матча. В душе – полное смятение и опустошение. Эмоции, голос и адреналин – все осталось там, на трибунах. В реальность происходящего не верилось. Казалось, что мы выиграли рядовой матч и возвращаемся из какого-нибудь очередного выезда типа Ростова или Самары. Наверное, пройдет не один день, пока до нас всех дойдет, что же на самом деле произошло.

В Москву мы прилетели около 10 часов утра. Паспортный контроль был пройден за 7 минут – специально засекал! Через 40 минут я уже был дома. Жутко хотелось спать. Но я не мог отказать себе в удовольствии посмотреть повтор матча по телевизору и записать его для будущих поколений. И бог с ним, с бумажником. Если бы у меня был выбор – вернуться домой с бумажником или с Кубком, я бы, не задумываясь, выбрал Кубок. Первый в нашей истории! И дай бог не последний. Одно могу сказать точно: если бы я не полетел в Лиссабон, я бы себе этого не простил.

Категория: Путешествия, Спорт
Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0-ленты. В можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Саша
Саша
11 лет назад

Счастливчик! Побывал на финале, завидую “белой” завистью) А я перед телевизором глотку рвал за “наших” !)